Северо-Кавказский филиал
Федерального государственного унитарного предприятия
«Управление ведомственной охраны Минтранса России»
ФГУП «УВО Минтранса России»
08.02.2022
Ворота на Кавказ под надежной защитой ведомственной охраны Минтранса России
В рамках праздничных мероприятий к 20-летию ведомственной охраны Минтранса России мы запускаем серию информационных сообщений об охраняемых объектах предприятия, их истории и значимости для транспортной инфраструктуры региона.
Герой сегодняшней публикации – Аксакайский мост, который находится под защитой и охраной Северо-Кавказского филиала ФГУП «УВО Минтранса России».
Аксайская переправа (или Аксайский мост) расположена на 1062 км. магистрали М4 «Дон» и по праву считается воротами на Кавказ. Ежедневно миллионы тонн грузов и тысячи автомобилей пересекают Дон в этом месте.
Одно из первых упоминаний о переправе связаны с именем Чингисхана и последовавшими после его смерти походами монголо-татарской орды в Европу. Некоторые источники утверждают, что именно на месте современного Аксайского моста монголо-татары пересекли Дон и продолжили свое движение на запад.
Первый капитальный, хотя и наплавной, мост на переправе был построен в 1837 году специально к приезду императора Николая I. Декабрист барон А. Е. Розен, следуя из Сибири на Кавказ, в первых числах октября 1837 года переправился через Дон у станицы Аксайской «по широкому временному мосту, устроенному нарочно для царя Николая I, проехавшего накануне при возвращении своем из Тифлиса: через несколько дней назначено было разобрать мост и возвратить весь материал городу Ростову». С перенесением донской столицы в Новочеркасск значение Аксайской переправы существенно возросло, так как через нее стала проходить главная дорога на Кавказ и Крым.
В период Великой Отечественной войны советские войска до последнего пытались удержать контроль над переправами через Дон, отражая натиск противника. Во время боев на Аксайском направлении гитлеровцы использовали авиацию, которая стремилась уничтожить мосты. Активным немецким бомбежкам противостояли бойцы 3-го дивизиона 485-го зенитного артиллерийского полка 7-й и 8-й батарей, которые с мая 1942г. охраняли здесь небо. В одной из этих зенитных батарей служил известный советский и российский актёр Владимир Этуш.
В привычном для нас виде объект появился только в 1964 году, когда завершились работы по возведению двухполосного автомобильного моста протяженностью 580м. Согласно проектной документации он был рассчитан на прохождение до 7 тысяч автомобилей в сутки с нагрузкой до 6 тонн на ось.
Примечательно, что при строительстве моста было израсходовано 4936 тонн металлопроката, 5590 кубических метров железобетона, в том числе 1952 тонны арматурной стали.
В 1995 в дополнение к старому путепроводу Аксайского моста возвели новый трехполосный переезд. В 2013 году началась реконструкция старого сооружения Аксайского моста, которая была завершена в 2014-2015 годах.
В настоящее время мост продолжает выполняет свою главную функцию - надежную переправу через реку Дон.
Герой сегодняшней публикации – Аксакайский мост, который находится под защитой и охраной Северо-Кавказского филиала ФГУП «УВО Минтранса России».
Аксайская переправа (или Аксайский мост) расположена на 1062 км. магистрали М4 «Дон» и по праву считается воротами на Кавказ. Ежедневно миллионы тонн грузов и тысячи автомобилей пересекают Дон в этом месте.
Одно из первых упоминаний о переправе связаны с именем Чингисхана и последовавшими после его смерти походами монголо-татарской орды в Европу. Некоторые источники утверждают, что именно на месте современного Аксайского моста монголо-татары пересекли Дон и продолжили свое движение на запад.
Первый капитальный, хотя и наплавной, мост на переправе был построен в 1837 году специально к приезду императора Николая I. Декабрист барон А. Е. Розен, следуя из Сибири на Кавказ, в первых числах октября 1837 года переправился через Дон у станицы Аксайской «по широкому временному мосту, устроенному нарочно для царя Николая I, проехавшего накануне при возвращении своем из Тифлиса: через несколько дней назначено было разобрать мост и возвратить весь материал городу Ростову». С перенесением донской столицы в Новочеркасск значение Аксайской переправы существенно возросло, так как через нее стала проходить главная дорога на Кавказ и Крым.
В период Великой Отечественной войны советские войска до последнего пытались удержать контроль над переправами через Дон, отражая натиск противника. Во время боев на Аксайском направлении гитлеровцы использовали авиацию, которая стремилась уничтожить мосты. Активным немецким бомбежкам противостояли бойцы 3-го дивизиона 485-го зенитного артиллерийского полка 7-й и 8-й батарей, которые с мая 1942г. охраняли здесь небо. В одной из этих зенитных батарей служил известный советский и российский актёр Владимир Этуш.
В привычном для нас виде объект появился только в 1964 году, когда завершились работы по возведению двухполосного автомобильного моста протяженностью 580м. Согласно проектной документации он был рассчитан на прохождение до 7 тысяч автомобилей в сутки с нагрузкой до 6 тонн на ось.
Примечательно, что при строительстве моста было израсходовано 4936 тонн металлопроката, 5590 кубических метров железобетона, в том числе 1952 тонны арматурной стали.
В 1995 в дополнение к старому путепроводу Аксайского моста возвели новый трехполосный переезд. В 2013 году началась реконструкция старого сооружения Аксайского моста, которая была завершена в 2014-2015 годах.
В настоящее время мост продолжает выполняет свою главную функцию - надежную переправу через реку Дон.